06.05.2015

Новые технологии создания художественных войлоков: Nuno Felt


Marina Shkolnik

Современными или новыми техниками в создании войлоков можно назвать техники появившиеся относительно недавно, во второй половине ХХ века.
Сейчас, как и в традиционной культуре, характеристики декоративно-прикладного искусства определяются как практическими, так и духовными, потребностями человека. Ранее войлоки несли в первую очередь защитную функцию, создавали обитаемую среду. Войлок был тем материалом, на котором проходила вся жизнь человека. Все технологические приемы, техники создания художественного образа естественно подчинялись целесообразности и практическому началу. 


Фото автора


Диана Нагорная

В настоящее время войлок является материалом не столько обеспечивающим бытовые потребности, сколько обладающим высокой творческой актуальностью. Он активно используется художниками и дизайнерами различных направлений, для реализации их проектов. Главенствующим фактором становится пластическая характеристика материала, возможность эксперимента с фактурой, рельефом, объемом, цветом, сочетания войлока с другими техниками и материалами.

 
Шарф в технике нуно-войлок. Фото автора.

Художники, открывая для себя свойства непряденой шерсти, взяли лучшие из физических характеристик материала, направив свои поиски далеко за пределы традиционных приемов создания войлочных объектов. Разные эксперименты по выявлению возможностей войлочного материала дали новое оригинальное ощущение его как художественного материала. Так, познакомившись с войлоком, Полли Стирлинг (Polly Stirling) австралийский дизайнер по текстилю, стала экспериментировать, пытаясь создать формы полотна, которые можно было бы использовать в субтропическом климате Австралии. В 1994 году она и ее ассистент Сачико Котако (Sachiko Kotaka) разработали технику валяния шерсти с тканью, которую назвали «Nuno Felt», «нуно-войлок», он же «нуно-фелтинг», «nuno felting». «Нуно» в переводе с японского – ткань.

Anita Hirlekar, 2012.

Сочетание минимального количества шерсти и тканевой основы позволило получить структуру с характеристиками очень отличающимися от традиционного войлока. Он стал легким, хорошо драпирующимся. Приглашения преподавать на международном уровне позволили Полли Стирлинг популяризировать эту технику в Англии, Норвегии, Дании, Новой Зеландии и Японии. Прием быстро распространился, положив начало целому направлению в войлочном искусстве.


Фото автора

Суть техники заключается в проникновении шерсти в ткань в процессе валяния. Чаще всего в «нуно-войлоке» используют натуральные ткани (шелк, шифон, крепдешин, газ, тонкий лен) с достаточно "рыхлой" структурой для свободного проникновения волокон сквозь ткань. Но как показывает практика, приваливаются практически все ткани. Можно получать полотна с разными показателями толщины и веса. При том рисунок ткани может являться, как декорообразующим, так и «съеденным» фактурой шерсти в зависимости от степени увалки, качества шерсти и полотна.

Vilte Kazlauskaite

Эта техника активно используется дизайнерами при создании одежды и аксессуаров. Пластичность войлока позволяет делать объемные формы по индивидуально заданным параметрам, не прибегая к крою и шитью. Структура ткани участвует в создании различных фактур, так же армируя заданные формы. Используя шаблоны, манипулируя свойствами шерсти садится по-разному в зависимости от раскладки, дизайнеры выпускают коллекции цельновалянной одежды посаженной по фигуре.

Фото автора


Vilte Kazlauskaite


Автор рубрики Екатерина Бартошевич
Магазин на Ярмарке Мастеров

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Яндекс.Метрика