03.09.2013

Набойка на ткани в Мастерской

IMG_1316

Теплым дождливым днем команда Ручной работы отправляется загород, в дом Нины Чурбаковой. Именно здесь, временно, в ожидании нового дома, обитает МАСТЕРСКАЯ. Юля Солонина и Нина Чурбакова занимаются уникальным и почти забытым в России ремеслом - набойкой по ткани, из которой потом они создают уникальные аксессуары.

IMG_1313

Нина, по традиции вопрос – с чего все начиналось, и почему вы занимаетесь именно такой техникой?
Нина: Я начала заниматься набойкой в 2000 году. Вначале, я выступала как художник, вела выставочную деятельность, вступила в союз художников и развивалась именно в этом ключе. В интернете обо мне и моих работах практически ничего не было, как и не было продаж. Одним словом, было абсолютное творчество. Потом так сложилось, что мы пересеклись с Юлей, в результате родился наш проект, которому уже около двух лет. В отличие от моей предыдущей, сугубо творческой деятельности, у нашего проекта сильная коммерческая составляющая, мы стремимся к тому, чтобы наши вещи не только восхищали, но и продавались.

То есть вы вдвоем занимаетесь всем: коммерцией, продвижением, рекламой? Как распределяются ваши обязанности: кто за что отвечает в вашей команде?
Да, правильно, мы занимаемся не только самим творчеством, но и всеми остальными необходимыми для ведения проекта делами.  Если об обязанностях, то я делаю ткани, а Юля работает с ними дальше, как дизайнер. Вместе мы придумываем, в каком направлении двигаться, а потом Юля создает форму изделия (например, сумки) и отшивает. Ну и конечно на ней фотографии.  Потому что если выбираешь вариант продвижения своего дела через интернет, то никакого другого способа рассказать о себе, кроме как при помощи хороших фотографий хорошей подачи или интересно текста у тебя нет. И потом, фотографии – это отдельный талант. Наличие фотоаппарата не делает из тебя хорошего фотографа, и либо ты видишь мир через объектив, либо нет. Вот Юля сделает пару кадров - и все начинает оживать.

Как вы с Юлей нашли друг друга?
На самом деле это такая мистика получилась (смеемся). Я по природе своей не очень нацелена на сотворчество. Но я увидела Юлины фотографии, и они мне настолько понравились, что я стала думать, как бы мне её заинтересовать поработать вместе. И я придумала повод к знакомству – решила заказать ей визитки. Пока мы делали визитки, мы общались, и оказалось, что помимо того, что мне нравится то, что она делает, нам приятно общаться не только на профессиональные темы, но и просто о жизни. Так мы и решили сделать вместе этот проект.

IMG_1315

Расскажи, с чего вы начинали, и каким был первый заказ, или первая идея?
Это были сумки, ткани и сумки из них. Это было первое, что мы сделали. Потом достаточно быстро пошли запросы извне, и мы стали на них реагировать. Причем, могу сказать, что мы принимали заказы, но старались выполнять их с учетом именно нашего видения, и эстетики. Например, для одного заказа мы обговорили с клиентом цвет, рисунок. Потом два месяца мы ходили вокруг этого заказа и никак не могли приступить. В итоге я решила, что сначала сделаю, как я это вижу, а дальше будем думать. Вместо утвержденного рисунка у меня получились зайчики – заказчик был в восторге!

Скажи, а приходилось отказывать заказчикам?
Раньше, до нашего совместного проекта с Юлей у меня были очень разные заказчики: антиквары, интерьерные салоны, некоторые заказывали вещи в дворцовом стиле. И могу сказать, что тогда я по стилю работы с клиентами была более покладистой. Сейчас, когда появилась достаточная материальная свобода, мы ждем душевного отклика на поставленную задачу, и если этого не происходит, предлагаем свой вариант. Ну уж если совсем вкусы не сходятся….. С другой стороны, во всех наших работах прослеживается определенная эстетика, которая делает их узнаваемыми. И люди приходят к нам именно за этим. Если им нужно что-то барочное или золотое, то они будут искать других мастеров. Наши заказчики в основном – это круг людей, которые смотрят на мир такими же глазами, что и мы. И для нас их заказы всегда очень интересны и, как правило, в унисон.

IMG_1318

А кто вы по образованию?
Юля закончила Мухинское училище, книжный дизайн. У меня техническое образование, Морской технический университет, художественная обработка материалов. Я художник инженер технолог. Но основное мое образование случилось благодаря тому, что в 1996 я познакомилась с Еленой Александровной Шнайдер. Она признанный мастер ручной набойки и единственный в Петербурге художник, который на таком уровне занимался и занимается ручной набойкой.  Так случилось, у нее был большой заказ и ей требовался помощник. Я попробовала и осталась помощником при мастерской. Когда я закончила институт, я много лет не позиционировала себя как художника.  У меня просто было некоторое ремесло в руках, и я  зарабатывала деньги этим умением, а амбиций как автора у меня не было. Постепенно начала делать свои заказы, поняла, что у меня неплохо получается.

IMG_1323

Набойка – это такой кропотливый труд, сразу было понятно, что это ваше?
Наверное, в моем случае мне просто повезло и с усидчивостью, и с другими личными качествами. Елена Александровна одно время преподавала, и у нее было много учеников, но в результате ни один из них не остался работать в этой технике.

Почему?
Мне кажется, что, когда ты молод и у тебя есть амбиции, тебе очень нужен быстрый результат, отклик на свою работу. Но набойка, особенно трафаретная восточная набойка, когда ты сначала вырезаешь пачки трафаретов, - это большая, кропотливая и долгая работа. А когда ты молод и амбициозен – трудно держаться в рамках. Эта техники именно такая, в ней есть рамки, и нет быстрого разгона: сначала нужно её освоить, потом проработать в ней некоторое время для того, чтобы ты начал чувствовать себя свободно и легко. У меня же таких амбиций не было, я просто училась в институте и приходила на работу. И у меня не было задачи добиться каких-то высот  в этой технике. Ну а сейчас такое желание появилось, да и знакомство с Юлей послужило своего рода толчком. Именно благодаря ей мы смогли адекватно рассказывать о себе в интернете. Сейчас вообще желание только одно - хочется просто достойно жить и заниматься любимым делом.

IMG_1325

Ваш проект – это создание авторских тканей, аксессуаров, проведение мастер-классов. Что для вас является наиболее приоритетным, что занимает второе, третье место, чем еще хочется занимать и куда развиваться?
Самым большим нашим планом является открытая мастерская! Мы хотим работать именно в таком формате, чтобы человек с улицы мог в любой момент найти и увидеть не только готовые работы, но и мастера в процессе творчества, попробовать что-то сделать самому. Одна из наших больших задач – просветительская. Набойка сейчас – это почти забытая в нашей стране техника.

А кто ваша «целевая аудитория»? Для кого вы создаете ваши вещи?  
Я не могу сказать, что когда я что-то набиваю, то представляю себе человека, который это будет носить. Скорее я представляю, что Я бы это носила.  То есть, целевая аудитория - это я, и это наверно залог создания именно авторских вещей, когда ты не очень думаешь о конкретном покупателе, а думаешь о своем видении. Политика ценообразования основана у нас на тех же самых идеях: сколько бы я заплатила. У нас маленькая команда – два человека, есть еще иногда приглашенная швея, и наши объемы не настолько солидны, что мы можем себе позволить не анализировать волновые движения рынка и покупательские способности. Поэтому мы не хотим расширяться, и я думаю, что мы много-много лет будем работать в таком узком кругу. У нас нет амбиций насчет завоевания мира.

IMG_1336

Как вы придумываете орнамент, откуда приходит идея, вдохновение? 
У всех художников по-разному. Кто-то может увидеть уже готовый результат. Что касается меня, то я пытаются прийти именно к той картинке, которая есть в голове. Больше думается об ощущении от той вещи, которую ты придумал, потом подбирается цветовое решение, орнамент, форма. Обычно мы создаем серии – мы придумываем общее направление и несколько вариантов воплощения.

IMG_1340

IMG_1343

Какой ваш любимый материал? И что вдохновляет?
Лен и лен, комбинированный с самыми разными материалами: шелком, сукном, шерстяными тканями. Очень нравятся контрастные сочетания: красивый богатый шелк и простой лен, бархат. А насчет вдохновения – это природа, недаром мы переехали загород. Конечно, интернет. В нем очень много информации, которую мы отсматриваем, а что-то даже коллекционируем.

IMG_1344

IMG_1345

А есть ли у вас какой-то любимый орнамент или цвет?
Наверное, это наши основные цвета: черный и белый. Цветной у нас, как правило, сезонный и по необходимости. А вообще у нас такой более графичный вариант. Любимые орнаменты – это горох, маленькие цветочки тоже таком же ритме, что и горошек, скандинавские мотивы.

IMG_1348

От работы устаете? Получается ли разграничивать личное и рабочее?
Я думаю разграничивать не получится. Тот формат, который мы выбрали, подразумевает, что ты находишься с идеей двадцать четыре часа в сутки. Именно поэтому появилась потребность перенести рабочую часть из дома в мастерскую.

IMG_1349

IMG_1352

IMG_1353

Нина, а что вы делаете, когда вы испортили рисунок, когда получился брак?
Это интересный вопрос. Насколько я понимаю, в древности такого понятия не существовало. Если посмотреть древние набивные ткани, на них всегда есть нестыковка и видно, что они сделаны руками. Наше же понимание брака взращено машинной печатью, мы все заложники рамок, говорящих, что все должно быть идеально, без затекания, рисунок должен быть совмещен как можно лучше. Все это привело к тому, что набойка исчезла, потому что в какой-то момент она начинала подражать машинной печати по чистоте исполнения и потеряла свои живописные качества. Но именно из-за чистоты исполнения она и проиграла. Ну и по объему тоже не могла соперничать с машинной.  Интересно, что, когда одного современного английского печатника спросили: «Когда у вас идут большие заказы, и вы вынуждены выбрать себе помощников, по каким критериям вы это делаете?» Он сказал: «Я выберу из всех кандидатуры самого старого, потому что у него глаз плохо видит и рука трясется. Я хочу, чтобы моя ткань была живая. Когда к нас происходит «брак», мы не начинаем печатать заново, не отрезает, мы боремся со своими комплексами и продолжает печатать дальше, а потом объясняем заказчику, что если вы хотели, чтобы было все идеально ровно, то можно идти в магазин «Ткани».

IMG_1369

IMG_1372

Как вам кажется, почему заказчики выбирают вас?
Сейчас мы находимся в таком положении, что нам много лет придется рассказывать про набойку, потому что человек может захотеть только то, с чем он ознакомлен. Откуда появляются заказчики? Не знаю. Мы просто работаем, делаем то, что нам нравится. Все незнакомое, как правило, отталкивает или пугает. Поэтому каждую неделю мы собираемся на мастер-класс, чтобы рассказать, и чтобы случилось это сарафанное радио, чтобы человек, который ушел от нас мог бы как минимум рассказать об этом виде творчества своему ребенку. В планах также приглашать искусствоведов, музейных работников, которые могли бы рассказать об истории набойки.

IMG_1382

IMG_1384

А кто приходит на ваши мастер-классы?
Очень разные люди, в основном, конечно же женщины. Большая часть из них делают это скорее для своих домашних занятий рукоделием. Но есть процент, у которых есть как минимум желание попробовать эту технику в своих коммерческих целях.

IMG_1378

Скажите, что входит в ваш базовый ассортимент?
Это и украшения из палисандрового дерево, и сумки, скатерти, фартуки, рушники, полотенца, шторы, обивка стен, просто всякие интерьерные и аксессуар.

Если говорить о вашей мастерской, открытие которой планируется осенью, что там обязательно должно быть и что там уже есть?
Один из плюсов нашей будущей мастерской - маленький дворик, который мы мечтаем превратить в место мастер-классов под открытым небом. Ну и конечно наша мастерская невозможна без большого стола!!!

IMG_1386

Материал подготовлен для журнала DforDesign.
Фото - Ирина Ванеева
Текст - Валерия Мельникова

4 комментария:

  1. Набойка на ткани завораживает своими узорами) ОТличный обзор, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный03.09.2013, 22:34

    Очень вдохновляюще и красиво!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово! Я бы с удовольствием к ним присоединилась +)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них мастер-классы в центре города в новой мастерской
      http://vk.com/printedfabric

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Яндекс.Метрика